Казалось бы, что сложного в этой простой работе: демонтаж и установка колес? В руководстве по ремонту BMW этому посвящено три листа формата А4. Нюансы есть. Вот о них и поговорим.
Нюанс номер один: выставляем метки
Ситуация: Вы приезжаете к мастеру на диагностику. Все что он делает — это снимает колесо, смотрит состояние тормозных колодок и ставит колесо на место. Вы уезжаете и замечаете, что при движении на скорости появилась вибрация. Возникает вопрос: «Почему?» Причин масса. Можно долго о них говорить, но компания БМВ предлагает предупредить возникновение этих вопросов и дает следующие советы.
Прежде чем снять колесо со ступицы (к откручиванию и закручиванию колесных болтов мы обратимся позже), надо поставить визуальные метки. Идеальный вариант — это сделать метку на и диске, и на ступице, чтобы при установке совместить их. Но не всегда есть такая возможность. Тогда перед демонтажом мы поворачиваем колесо ниппелем вниз. Таким же образом ставим его на место. При этом стараемся не прокручивать ступицу. Если же нам необходимо прокрутить ступицу, то ставим метку смотрящую вниз. При установке колесо встанет ровно так, как оно стояло перед демонтажом. И никаких проблем быть не должно. Если, конечно, их не было до этого.
При замене колес этот нюанс не важен. Но о нем полезно знать.
Нюанс номер два: как правильно зажимать болты?
Замена колес. Начинается с откручивания болтов. Откручиваем — не откручивается. Берем большой рычаг. С трудом все-таки откручиваем. Знакомая ситуация?
Так быть не должно. Правила гласят: колесные болты наживляют от руки, «пристреливают пистолетом», затягивают только с помощью динамометрического ключа. Сила затяжки колес для каждого автомобиля своя.
Разберемся почему. Берем деревянный брусок и прижимаем его пальцем к стене. Брусок не падает. Мы жмем сильнее. В состояние бруска и стены ровным счетом ни чего не меняется, а палец начинает синеть. Тогда зачем жать сильнее? Правильно. Не зачем. В данной конструкции брусок — это колесный диск, стена — это ступица, палец- это болт.
Инженеры рассчитывают затяжку болтов так, чтобы ее было достаточно для создания уверенной силы трения между посадочной плоскостью диска и ступицы. Излишняя затяжка ведет к повреждению резьбы на болтах и, что самое не приятное, на ступице. Замена ступицы — это дорогое удовольствие. Поэтому, если вы увидите как нерадивый «механик» до умопомрачения затягивает ваши колесные болты, остановите его!
Нюанс номер три: спрей для обработки посадочного колеса. Нужен или нет?
Еще один нюанс. Часто сервисмены используют медный или алюминиевый спрей для обработки посадочного места колеса, чтобы предотвратить прикипание колесного диска к ступице. Все правильно. Но иногда они это делают не задумываясь. Тут не действует принцип: кашу маслом не испортишь, а скорее наоборот. Если вспомнить нашу конструкцию «палец – брусок – стена», станет понятно почему.
Представьте, что между бруском и стеной мы нанесли смазку. Теперь, чтобы удержать брусок на месте, нам придется приложить больше усилий. И снова синеющий палец. А в случае, если это ведущая ось, то возможно срезание болтов и потеря колеса.
Нюанс номер четыре: балансировка
Еще одна важная операция при сезонной замене колес — балансировка. Это очень важный момент.
- Во-первых, постоянная вибрация при езде раздражает. У вас портится настроение, что в свою очередь влияет в целом на здоровье. А здоровье — это самое главное.
- Во-вторых, вибрация от биения колес передается на детали подвески и приводит к их износу и поломке, что то же неприятно и накладно.
Чтобы избежать этого, требуется балансировка колес и внимательное отношение автосервиса к выполнению этой работы. Ибо даже квадратное колесо на стенде можно вывести «в ноль», но ехать вы будите на нем как на квадратном колесе. А о том, что оно квадратное, вас должны предупредить.
Возьмем идеальную ситуацию. У вас все хорошо, колеса круглые. Прежде чем начать делать балансировку колеса, надо очистить от грязи и обязательно демонтировать старые грузы. В идеале — помыть колеса на мойке. Грязь тоже имеет свой вес. Именно поэтому зимой после обычной мойки автомобиля появляется вибрация. На правильных мойках автомобиль просят прокатить для мойки колес по кругу.
Колесо на стенде. Крутим. Видим цифры. Они не должны превышать 120 грамм на сторону. Если цифры больше и на диске нет явных повреждений, покрышку надо провернуть относительно диска. У покрышки есть свой вес, и он распределен неравномерно. На новых покрышках самое легкое и самое тяжелое место отмечены разноцветными точками (желтая точка -самое легкое место шины, совмещается с золотником). На старых покрышках их нет. В противном случае на колесе у вас будет батарея из грузов.
Грузы должны быть приклеены в одном месте. НЕ в разнобой, как показано на фото. На колесах с большим радиусом допускается наклейка грузов в два этажа. Главное, чтобы они не цепляли за тормозной суппорт после установки на автомобиль.